Операционная деятельность

Операционная деятельность

Многие предприниматели, которые пытается контролировать основную массу бизнес-процессов, происходящих внутри их компании, могут подтвердить, что время от времени они буквально живут в операционной деятельности своей организации.

Большинству из нас знакомо высказывание: «Хочешь сделать что-то хорошо — сделай это сам». Часто, предприниматель не может отказаться от тотального контроля над бизнес-процессами.

Кому-то так работать привычнее и спокойнее. Являясь основателями компании, они понимают – пытаясь отказаться от привычного ведения деятельности, они могут потерять динамику развития бизнеса. Помимо этого, часто возникает опасение, что что-то может пойти не так. Некоторые предприниматели всерьёз задумываются о частичном или полном выходе из операционной деятельности. Часто это явление называют – «выход из операционки». Они понимают, что так можно получить множество преимуществ:

  • навести порядок в системе менеджмента компании
  • структурировать деятельность
  • снизить риски бизнес-процессов и компании в целом
  • повысить уровень вовлеченности и лояльности сотрудников
  • больше внимания уделить стратегическому развитию компании

Это происходит чаще всего тогда, когда владелец организации начинает понимать, что ему необходимо высвободить больше личного времени, чтобы развивать действующий бизнес, создавать новые бизнесы или направления в действующем. Для этого необходимо потратить достаточно много времени, средств и сил, чтобы заняться делегированием полномочий. В противном случае он может стать заложником своего дела. Со временем могут сформироваться предпосылки к эмоциональному выгоранию, которое часто приводит к стагнации или к существенному сокращению бизнеса. Разумеется, может быть множество причин для принятия решения о реализации проекта по выходу из операционной деятельности, равно как и об отказе от такого проекта.

Определение

Для начала, необходимо разобраться, что означает термин «операционная деятельность» (далее – ОД)? По сути, операционная деятельность компании — это и есть вся её основная, внутренняя деятельность, основной, сквозной интегрированный бизнес-процесс. ОД является составной частью хозяйственной деятельности организации и имеет приоритетный характер. На неё расходуется значительная часть ресурсов предприятия: материальных, трудовых, информационных и т.д.

Обычно в операционную деятельность входят сам производственный процесс, управление всем происходящим, совершенствование внешних и внутренних систем, реализация продукции и т.п. Все операции, которые входят в состав этой деятельности, носят регулярный характер. Лишь финансовая и инвестиционная деятельности не входят в ОД. Именно от операционной деятельности предприятие получает основную часть дохода. В итоге, она должна обеспечивать положительную эффективность и результативность всего бизнеса.

Методы управления ОД

Операционная деятельность предприятия нуждается в её организации. Существуют 4 основных метода управления: экономические, организационные, административные и социально-психологические. Все эти методы используются с помощью определенного воздействия на объект, во время появления той или иной ситуации, требующей решения.

Способы совершенствования 

Операционная деятельность, как и любая другая, нуждается в постоянном совершенствовании, в повышении её эффективности. Собственник бизнеса должен понимать, что необходимо учиться подстраиваться под непрерывную изменчивость внешнего мира. Основными направлениями, в которых лежит повышение эффективности ОД, являются оптимизация бизнес-процессов, корректная работа компании с информационными ресурсами и внедрение политики, так называемого, «внутреннего потребителя». 

Что же делать для того, чтобы определить, какая именно из составных частей, имеющихся в основной деятельности предприятия страдают? Для начала, нужно провести анализ и оценить работу систем менеджмента, финансовой и экономической составляющих, обеспечивающие и трудовые ресурсы. 

После оценки, необходимо направить фокус внимания на улучшение всех систем, которые в этом нуждаются. Чтобы это реализовать, предлагаем обратить внимание на следующие методы повышения эффективности:

МетодКомментарии
Оптимизация бизнес-процессовВыстраивание логичной и оптимальной последовательности действий, сокращение длительности процессов, повышение уровня качества и количества продукции или услуг
Бережное отношение к ресурсамНеобходимо добиваться рационального использования материалов, но, при этом, иметь необходимые запасы для своевременного и полного обеспечения заказов
Использование ITИнформационные технологии необходимы для обеспечения роста производительности труда сокращения количества ошибок, повышения клиентоориентированности, внедрения инновационных сервисов для клиентов и поставщиков
Грамотное использование человеческих ресурсовОрганизационная структура должна строго и четко соотноситься с самыми удачными способами взаимодействия персонала. За каждую задачу, за каждый бизнес-процесс должен отвечать конкретный сотрудник
Оптимально выстроенная схема контроляНа ключевых этапах процесса должны фиксироваться факты или события для их последующего анализа и принятия управленческих решений
Устойчивое развитиеНеобходимо ставить цели для обеспечения устойчивого роста ключевых показателей деятельности
Правильное управление персоналомМотивация персонала, прозрачность с информационной точки зрения, осознанность целей компании и их согласованность

Конечно, все эти методы носят рекомендательный характер и могут меняться и дополняться в зависимости от нужд организации в определенный момент. Необходимо непрерывно вести поиск, своевременно обнаруживать существующие или назревающие проблемы и недостатки, предпринимать превентивные меры по их предотвращению.

Роль ОД

Эффективность операционной деятельности заключается в достижении максимально выгодного соотношения между использованными ресурсами и полученными результатами работы. Оптимальное использование ресурсов помогает выполнять определенные действия продуктивнее, оперативнее и с меньшим количеством ошибок.

Бывает, что операционную деятельность смешивают с понятием «стратегия». Тем не менее стратегия – это разработка и определение основных сфер деятельности, путей достижения основных целевых показателей, направлений развития и т.д. Не все компании могут позволить себе сосредоточиться на стратегическом планировании. ОД, в свою очередь, является скорее тактическим инструментом в ежедневной работе, с помощью которого будет обеспечено завоевание устойчивых позиций на рынке. Для малого бизнеса эта область контроля имеет особое значение. Только постоянно тестируя и применяя способы усовершенствования внутренних бизнес-процессов и операций, можно будет конкурировать с остальными игроками рынка.

Выход из операционки

Обычно, большую часть операционной работы ведет сам собственник. Со временем, в процессе развития бизнеса, у него встает вопрос о частичном или полном отказе от этой деятельности. Как уже упоминалось ранее, причин для возникновения у бизнесмена таких мыслей может быть множество. Например, желание сосредоточиться на стратегии или просто – уделять работе меньше времени без потерь и рисков для организации. Не всегда полное или существенное участие собственника в операционной деятельности является проблемой.

Прежде всего, необходимо выяснить, насколько обоснован «выход из операционки» Вам лично. Для принятия окончательного решения нужно разобраться с причинами возникновения идеи ухода от выполнения повседневных задач.

В одном случае станет понятно, что полностью абстрагироваться от операционной деятельности будет ошибочным решением, так как может повлечь за собой разрыв всей связующих нитей работы, обеспечивающих целостность бизнеса. На такой почве может лишь развиться ряд ограничивающих факторов для бизнеса. Возможен сценарий, при котором будет необходима оптимизация бизнес-процессов. В другом случае, может потребоваться делегирование блока рутинных операций. Для кого-то оптимальным будет решение о том, что предприниматель «засиделся» в ОД, что ему давно пора менять стратегию личного участия в управлении бизнесом.